Программа реабилитации

Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

В нашей стране с начала 90-х годов начался резкий рост наркомании и алкоголизма. Культ животной сексуальности, алкоголя и наркотиков лег во главу угла новой, враждебно настроенной против «всех и вся» гедонистической молодежной субкультуры. Однако нужно понимать, что молодежная культура никогда не создается молодежью, а создается взрослыми для молодежи. Это есть и всегда будет полем боя за настоящее и будущее нас и наших потомков.

С пастырским состраданием относясь к жертвам наркомании, Русская Православная Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Широко используя методы психологической помощи в работе с наркозависимыми людьми и членами их семей, Церковь уделяет особое внимание духовно-ориентированным аспектам реабилитации, которые оказываются наиболее эффективными при вовлечении в духовную жизнь как страждущих, так и их ближайших родственников.

Причем нужно отметить, что условный показатель успеха (стойкой ремиссии) в подобных центрах необычайно высок — до 75-78%. У специалистов такие заявления нередко вызывают недоверие.

Давайте обратимся к зарубежному опыту. Известный психолог В. Франкл пишет: «Если верить Стенли Крипнеру, 100 % случаев наркоманий связаны с ощущением утраты смысла: на вопрос, все ли им представляется бессмысленным, 100 % наркоманов отвечали утвердительно… И здесь понятно, почему Фрезеру, возглавляющему в Калифорнии центр реабилитации наркоманов и применившему там логотерапию (с помощью которой пациенты обретали смысл жизни) удалось добиться 40 % излечения, по сравнению с 11 % в среднем при традиционных методах лечения». Обратите внимание: если только обретение смысла жизни дает возможность повысить ремиссию до 40 %, то насколько результативность еще может возрасти, когда человек обретает смысл не только во временной жизни, но и знание о жизни после смерти? Прибавьте к этому трудовое послушание, молитву, пост, бдение (наблюдение за помыслами) индивидуальное духовное руководство, чтение духовно-назидательной литературы, церковные таинства, принятие обета трезвости по благословению духовника, наконец, жизнь среди людей (монашествующих или мирян), имеющих положительное влияние на наркозависимых, а также многие другие приемы борьбы со страстями, выработанные Церковью более, чем за 2 000 лет ее существования. Ибо наркоманию изначально как страсть (то есть грех), а потом уже болезнь определяют все традиционные религии.

Опыт показал, что следование традициям Русской Православной Церкви в реабилитации наркомании в нашей стране методологически наиболее обосновано, чем западные методики, которые нам настойчиво внедряют, так как Православие ближе нашему менталитету и более успешно проявляет себя на уровне генетической памяти. То есть исцеление человека наиболее успешно происходит в той культурной традиции, в которой он проживает. Но основная особенность духовной реабилитации состоит в том, чтобы все участники реабилитационного процесса дали возможность Богу властно и могущественно вмешаться в ситуацию. Однако необходимо дополнить, что лечение страстей не является только человеческим или только Божиим делом, должна быть синергия Бога и человека. То есть Бог и человек должны быть соработниками и мы стараемся довести это до понимания реабилитантов.

Рассудив о сказанном, станет, наверное, более понятным, почему цифры, приводимые церковными центрами реабилитации, заслуживают доверия, а накопленный ими опыт изучения. Что касается изучения опыта. В 2007-2008 годах нам удалось побывать в Московском Душепопечительском центре (руководитель – иеромонах Анатолий (Берестов)), в Санкт-Петербургском епархиальном центре «Саперное» (руководитель – протоиерей Сергий Бельков), в Новосибирской мужской православной общине (руководитель – протоиерей Александр Новопашин), в Новокузнецком Душепопечительском центре (руководитель – протоиерей Алексий Шульгин). Изучая опыт подобных центров мы увидели, что особенностью православных реабилитационных программ, в отличие от нецерковных, является преемственность основ христианской психологии, фундамент которой — аскетика, творения св. отцов, а также результаты уникального опыта дореволюционного трезвенного движения в России.

Еще одной особенностью православных реабилитационных программ является то, что в центре реабилитационного процесса стоит Богочеловек, а не просто человек. Такие программы Богоцентричны, а не человекоцентричны. Обращение ко Христу есть процесс двусторонний, включающий в себя покаяние и веру. Поэтому мы достигаем цели исцеления наркозависимых не только и не столько с помощью человеческих методик, но благодаря помощи и действию Божественной силы (благодати).

Подлинное исцеление от наркомании возможно только при изменении сознания и образа жизни человека, зависимого от наркотиков. Под изменением сознания, за которым следует и изменение образа жизни, в православной психотерапии понимается в первую очередь активная работа зависимого человека над собой, конечным итогом которой становится покаяние, то есть формирование нового, зрелого сознания и поведения человека. Ориентируясь на святоотеческий опыт, можно сказать, что проблема преодоления любой страсти (в том числе наркотической) решается только тогда, когда человек поднимается над собственным духовным невежеством, работает над преображением своей души, добровольно меняет себя и свое мировосприятие.
Подготовка к реабилитации

Перед тем как попасть на реабилитацию в центр, наркозависимый или его родственники звонят в центр (контакты в графе «контактная информация») для получения первичной информации о методах и условиях реабилитации, задают интересующие их вопросы и, при желании, согласовывают время встречи.

Во время встречи, на которую наркозависимые обычно приезжают с родителями, выясняются мотивы, приведшие человека к нам. Его знакомят с программой реабилитации и основными положениями работы Реабилитационного центра. Те, кто согласны на предлагаемые условия совместной работы, пишут заявление на прием в центр «Зеледеево», получают и заполняют анкету.

В зависимости от готовности человека определяется время поступления его в центр. В случае если реабилитацию по каким-либо причинам невозможно начать сразу, наркозависимым людям даются рекомендации:

— ежедневно совершать молитвенное правило утром и вечером, пусть даже краткое;

— по совету со священником читать Евангелие и Псалтирь (хотя бы понемногу);

— в субботу и воскресенье сходить в храм, постоять, сколько хватит сил;

— по возможности вместе с родителями посещать акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша»;

— обращаться к священнику за духовной поддержкой и советами;

Тот, кто найдет в себе силы и желания изменить себя к лучшему, кто поверит в предлагаемую помощь, кто сознательно захочет стать православным христианином, тот всегда будет иметь возможность положить доброе начало делу спасения своей души.

На наш взгляд опыт молитвы и воцерковления — наиболее эффективный метод помощи наркозависимым еще до их отъезда православный стационарный реабилитационный центр. Чем раньше человек получит подобный опыт, тем раньше у него появится возможность повернуться лицом к Богу, тем легче и естественнее он сможет влиться в жизнь общины в реабилитационном центре.

За этот промежуток времени желающему пройти реабилитацию необходимо:

— не употреблять наркотики и иные психоактивные вещества;

— сдать анализы крови на ВИЧ, гепатиты и RW;

— сделать флюорограмму;

— обратиться к стоматологу для санации полости рта;

— принести соответствующие медицинские справки в центр.

Родители наркозависимых также должны включиться в реабилитационный процесс, начать посещать молебны и беседы для созависимых, молиться о детях дома. На них изучаются аспекты дисфункциональных семейных отношений, которые во многих случаях и послужили одной из главных причин наркомании детей. Родители учатся изменять свои негативные установки на позитивные, заменять свой страх верой, отвержение — любовью, презрение — уважением, ложную надежду на себя — истинной надеждой на Бога. Человек создан, чтобы стремиться к духовной полноте, к обретению единства с Богом. Если у родителей происходит душевное и духовное оздоровление, то это позитивным образом сказывается на состоянии их детей.

Вхождение в программу реабилитации

Этап вхождения в реабилитационный процесс длится приблизительно две-три недели. На протяжении этого срока предоставляется каждому поступившему на стационарную реабилитацию возможность адаптироваться в новых для него условиях. В этот период с ним не ведутся какие-либо значимые духовные беседы, поскольку существует важное правило: разговор о вопросах веры навязывать нельзя, но можно через некоторое время предлагать, как ответ на уже созревшие вопросы. Иными словами, беседы о конкретных шагах к духовному исцелению полезны только тогда, когда человек желает и способен им следовать.

Правилами проживания в православных обителях исцеления не разрешается сквернословие, наркоманский сленг, табакокурение, а также употребление алкоголя и других средств, одурманивающих сознание. Теми же правилами рекомендуется не привозить с собой деньги или какие-то предметы роскоши: богатую одежду, ценные часы, украшения и прочее. Не допускается пользоваться мобильными телефонами. Такие требования установлены не для того, чтобы всех уравнять, а для того, чтобы не провоцировать у наших подопечных соблазн купить или выменять на ценные вещи наркотики, сигареты, алкогольные напитки. Кроме того, в нашей обители действует добровольное обязательство не совершать самовольный выход за территорию реабилитационного центра. При необходимости выход возможен только с помощниками руководителя.

Существует и еще одно немаловажное условие, о котором вновь напоминается всем прибывающим в наш реабилитационный центр: для того, кто оказывается не готовым принять сложившийся уклад православной общинной жизни, повторное поступление исключено. Для таких молодых людей это может быть важным профилактическим уроком, может как-то помочь в их последующей жизни. Впрочем, это важно не только для них, но также и для людей, остающихся в общине.

Общие положения по реабилитации

Основа комплексной духовной, психологической и педагогической реабилитации лежит в восстановлении духовных ценностей, изменения мировоззрения, переосмысления прошедшего жизненного этапа, в воспитании наркозависимых ребят на основе традиционных для России духовных и культурных ценностей. Принципы, применяемые при душепопечении в нашем реабилитационном центре, строятся с учетом психологии, физиологии, аскетики и других важных дисциплин. Одновременно с духовной, психологической и педагогической проводится и социально-трудовая реабилитация, которая заключается в обязательном несении трудового послушания, развитии у подопечных трудолюбия и приобретении навыков трудовой деятельности.

Организация реабилитационной среды строится по образу общин монастырского типа. Во главе находится священник, являющийся «строгим и любящим отцом», который определяет план работы, контроль за выполнением и качеством работы, понимающий чувства реабилитантов, помогающий разобраться в духовных и житейских вопросах. Помощь священнику оказывают несколько помощников (бывших в прошлом зависимыми людьми и исцелившихся благодаря вере в Бога). Их задача — быть примером для реабилитантов, научить их жить по принципу «делай, как я». Следующим звеном идет костяк группы — «старшие дети» — это ребята, которые живут на приходе 3-4 и более месяцев, знающие порядки, дисциплину, которым доверяют. Они помогают адаптироваться вновь поступившим и служат им примером. Среди них выбираются старшие по работам, по быту и т.п. Новые ребята — «младшие братья» — входят в общину по одному. Продолжительность реабилитации — 15 месяцев.

Во главу всего проекта изначально заложена любовь, доверие, желание помочь реабилитируемому человеку встать на правильный путь. Методика реабилитации ведет к дальнейшему формированию у наших подопечных должного отношения к родителям, осмыслению цели семейной жизни, учит каким должно быть воспитание детей.
Компоненты реабилитационной программы

Коррекционно-педагогический компонент

Коррекционно-педагогическая деятельность — это особым образом организуемый психолого-педагогический процесс, направленный на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности наркозависимого человека, недостатков его мышления и поведения, способствующий полноценной интеграции в социум в постреабилитационный период.

В системе коррекционно-педагогической работы основные усилия направляются на воспитание ответственности, трудолюбия, братолюбия и духовности, а также навыков зрелого общения, сопереживания, доброжелательности, патриотизма, ориентации на традиционные семейные и культурные ценности. Кроме того, существенными составляющими этого компонента реабилитационной программы являются разрушение деструктивных жизненных установок, ложных представлений и ценностей, разрушительных мотивов, пагубных стереотипов поведения и формирование новых — здоровых, зрелых, одухотворенных. Такая работа направлена на разрешение конфликтов «личность — личность», «личность — семья», «личность — общество». Вся система коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать наркозависимого молодого человека к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества.

Коррекционно-педагогический компонент программы реализуется для наших воспитанников в процессе взаимодействия со сверстниками и священником. Взаимодействуя со средой (социальной и природной), реабилитируемые молодые люди проходят «терапию средой», которая осуществляется в процессе специально организуемых трудовых, воспитательных, оздоровительных мероприятий, системе досуга и отдыха.

Коррекционно-педагогический компонент реабилитационной программы тесно взаимосвязан с образовательным, социально-терапевтическим и духовно-психологическим компонентами.

Образовательный компонент

Все реабилитируемые являются читателями приходской библиотеки. С целью духовного образования и интеллектуального развития с ними проводятся занятия в воскресной школе — два раза в неделю по Закону Божию и раз в неделю по Новому Завету. На уроках наших образовательных программ учитывается определенная специфика и прежний образ жизни реабилитантов. При этом и начальная катехизация, и все последующее преподавание закрепляют те духовные знания и опыт, которые каждый приобретает, участвуя в полноценной жизни общины.

Особое внимание уделяется комплектованию библиотеки реабилитационного центра. К сожалению, фонд библиотеки не очень большой, поэтому, при необходимости, духовную литературу приношу я, а лучшие образцы классической литературы, учебные, справочные издания, книги по истории – один из моих помощников. Чтение книг помогает реабилитантам с Божией помощью наверстать многое, из того, что они упустили в своей прежней жизни.

В церковной печати мы подбираем и тематические издания, которые касаются православного взгляда на проблему зависимости от наркотиков. Важно увидеть характерные наклонности и индивидуальные возможности подопечного, чтобы точно выбрать и благословить ему те или иные книги.

Большое значение имеет общее чтение текстов духовного содержания. У нас это делается так же, как в любом монастыре: во время трапезы кто-то из насельников читает выдержки из древних святоотеческих творений или жизнеописания святых (празднования которых попадают на те или иные дни), отрывки из истории христианства, из просветительских, богословских трудов.

В воспитательный компонент программы входит написание рефератов. Темы для рефератов выбирают сами воспитанники. Это могут быть темы на двунадесятые или другие православные праздники жития святых, евангельские заповеди или другие темы, связанные с духовными или нравственными вопросами. Работая самостоятельно, а затем, проговаривая материал, воспитанник не только восстанавливает такие психические функции, как запоминание и воспроизведение, но повышает уровень своих знаний, усваивает общечеловеческие ценности.

Один — два раза в неделю проходит показ видеофильмов с последующим их обсуждением — так называемый кинолекторий. Во время обсуждения просматриваемых фильмов у реабилитируемых ребят происходит осмысление и эмоциональное прочувствование важнейших человеческих жизненных задач и путей их решения, вырабатывается способность к правильным нравственным оценкам.

Совместное проведение нашими воспитанниками праздников и досуга стимулирует познавательную и творческую активность, учит не только овладевать новыми знаниями, но и радоваться своим достижениям. Кроме того, решается задача повышения культуры речи реабилитантов, приобретения ими навыков эффективного межличностного общения и публичного выступления.

Социально-терапевтический компонент

Социально-трудовая реабилитация заключается в обязательном несении трудового послушания, развитии у подопечных трудолюбия, приобретении навыков дальнейшей трудовой деятельности вне общины.

В реабилитационном центре имеется приусадебный огород. Организованно разведение домашнего скота. Ребята заготавливают дрова, убирают помещения, территорию, сами стирают белье, одежду и т.п. Кто не умеет ничего делать — попадаются и такие — учатся.

Труд не является самоцелью. Занятия трудом направлены на то, что бы привить реабилитируемым молодым людям привычку к систематической работе, они должны усвоить все необходимые навыки самообслуживания.

В реабилитационном центре ребята получают также навыки в строительных работах.

Необходимость постоянно трудиться формирует такие качества, как аккуратность, усидчивость, уважение к чужому труду, способствует выработке адекватной самооценки.

Духовно-психологический компонент

Употребление наркотиков, даже если оно и не связано с религиозными ритуалами, которые практикуются в некоторых языческих религиях, относится к демонической духовности. Недаром наркотики называют обезьяной духовного созерцания. Человек, употребляющий наркотики, вводится в измененное состояние сознания, которое кажется похожим на состояние подлинного духовного восхищения в совершенном забытии действительности. Как подвижники, ощущавшие внутреннее состояние созерцания, не могут забыть состояние «восхищения» и печалятся о нем, ищут его, так и наркоманы, попав в диавольские сети наркотической страсти, вновь и вновь ищут суррогата духовных ощущений, который, однако, скоро теряется. Утратив эти переживания, они тяготятся земной жизнью как темницей, мир после наркотиков им кажется черно-белым и унылым. Ввиду того, что наркомания является проблемой по преимуществу духовной, то и решается она в основном духовными средствами.

У будущих наших воспитанников, их родителей и других заинтересованных людей не может не возникнуть ряд вопросов о распорядке дня, о братском молитвенном правиле, а также других важных задачах, связанных с духовным окормлением реабилитантов.

Основой и духовным центром жизни в православном приходе является храм. Будучи его прихожанами наши воспитанники понемногу начинают осознавать и видеть высокий смысл литургии, сущность церковных таинств и глубину святоотеческой молитвы. Именно в храме многими из них переживается своя первая личная встреча с Богом, здесь делаются первые шаги человека к духовной работе, к покаянию и к Святому Причастию.

Ключевым словом лежащим в основе духовной реабилитации является метанойя, что в переводе с греческого означает изменение мышления, то есть покаяние, которое неизбежно приводит и к изменению поведения. Отвращение человека от бывшего образа жизни направлено не в пустоту, а к чему-либо противоположному от того, от чего человек отвращается. Возненавидевший грех обращается к добру, правде, а это и есть новая, созидательная, счастливая жизнь.

К таинству исповеди воспитанники допускаются, как правило, через две недели после пребывания в центре. Реабилитанту предоставляется необходимое время для подготовки к исповеди. Первая исповедь должна быть генеральная или как раньше говорили на Руси — чистая. Это значит, что человек исповедует свои греховные поступки с 7-летнего возраста по настоящий день. Современный человек, в основной своей массе, утратил понятие греха. Очень часто люди слепо повторяют поступки большинства совершенно не задумываясь, что наносят оскорбление Богу и вредят как себе, так и всему человечеству в целом, то есть совершают грех. Поэтому к первой исповеди ребята готовятся по пособию «В помощь кающимся», где перечислены основные виды грехов. На нашем приходе существует древняя традиция, заключающаяся в том, что грехи обязательно записываются на листочке или даже в тетрадочке. По принятию исповеди священником, листочки с написанными грехами уничтожаются.

Исповедаются и причащаются воспитанники, по общему правилу, не реже чем два — три раза в месяц. С благословения духовника могут быть допущены к причастию и чаще. Впрочем, исповедь у реабилитантов по необходимости, может приниматься еще чаще.

Очень важной духовной составляющей являются духовные беседы. Они могут быть как общие, с участием нескольких воспитанников, так и индивидуальные. Беседы могут проводиться как по просьбе воспитанника, так и по инициативе священника или его ближайшего помощника. Духовная беседа, как и исповедь, хранится в тайне, если не оговорено другое. Она не ограничивается только решением вероучительных вопросов, духовно-эмоциональных проблем, но и попутно может рассматривать вопросы бытового, семейного и другого характера.

Для развития и укоренения в душах воспитанников навыков братской любви, а не только ее видимости мы на каждую неделю составляем «Евангельские заповеди и поучения на каждый день». Из Евангелия, которое читается на утреннем правиле, берется какая либо заповедь, поучение. Выбранное разъясняется воспитанникам на основании толкования святых отцов. Заповеди или поучения на неделю вывешиваются в келиях, где проживают реабилитанты и ежедневно повторяются перед началом трапезы. Братия запоминая заповедь, например: «…Не судите, да не судимы будите», стараются прожить день, соблюдая ее. По окончании недели, обычно в воскресение, воспитанники собираются самостоятельно или со священником и обсуждают, кому и при каких обстоятельствах помогла та, или иная из заповедей (поучений), как при проживании в реабилитационном центре, так и до приезда в обитель. Это очень эффективное духовно-психологическое упражнение.

Еще одной жемчужиной духовного наследия является чин принятия обета трезвости. Этот чин был установлен Церковью в XIX веке во время активизации трезвеннического движения в России. Обет дается воспитанниками в храме перед иконой Божией Матери в торжественной обстановке и только добровольно. После принятия обета о неупотреблении табака, наркотиков и алкоголя, давшему обет вручается «Обетная грамота». Первый раз обет принимается на короткий срок, в последствии увеличивается на несколько лет. Если человек выдержал обещанный срок, то по его просьбе, обет может быть дан на всю жизнь.

Существенную помощь в преодолении недуга наркомании оказывают проповеди, молебные пения и акафисты, а также таинство елеоосвящения (соборование), которое осуществляется над реабилитантами во все посты. Во время проскомидии каждую литургию, а также на сугубой ектинье, непременно поминаются имена всех воспитанников когда либо проходивших реабилитацию и проходящих в настоящее время.

Ведущее значение в преображении реабилитантов имеет духовное наставничество. Священнику недостаточно остановиться на том этапе, когда воспитанник принимает слова или советы наставника, чувствуя к себе доброе отношение, соглашаясь с тем, что священник прав, советует разумно. Это не послушание, а фактически самоугождение. Нужно стараться выстроить отношения «священник-воспитанник» так, чтобы наставление принималось не столько умом, сколько сердцем. Для этого, при относительно небольшом количестве наркозависимых важно, чтобы воспитанников окормлял один духовник, но не по должности, а по пастырской любви.

Представим типичный распорядок дня наших подопечных.

В 7 часов утра — подъем. Одним из условий пребывания в наших обителях исцеления является согласие реабилитанта на полный отказ от табакокурения, поскольку именно сигареты зачастую являются первым звеном в цепи иных, более пагубных форм наркотизации. Для облегчения процесса отказа от курения распорядок дня в наших обителях предусматривает физическую зарядку. Она начинается в 7.10. Физические упражнения в основном состоят из пробежек, гимнастических упражнений на турнике, брусьях и упражнений с отягощениями — все это, безусловно, помогает в восстановлении физического здоровья воспитанников.

В 7.40. начинается утреннее молитвенное правило. Кроме утренних молитв реабилитанты читают на русском языке Евангелие и Апостол. Утренние молитвы совершаются по молитвослову.

После этого все воспитанники получают кусочек просфоры, который потребив, запивают святой водой. В 8.30. — завтрак. Он состоит из бутербродов с чаем. Очень важно, чтобы с самого утра реабилитанты не переедали, ибо перенасыщенный желудок склоняет к сонливости и лености. В 9 часов — начало послушания. В 12.50. по колоколу, приглашающему на обед, заканчивается послушания. Все сотрудники и воспитанники идут в трапезную. Обед полный и сытный: первое, второе, третье, десерт. Каждый желающий может взять добавку.

Кроме постных дней и многодневных постов благословляется мясная пища. За обедом предлагается много овощей и зелени. Здоровый и сытный обед обеспечивается за счет подсобного хозяйства, где вместе с воспитанниками мы выращиваем овощи, а также фермы, где содержим коров, свиней, кур и других животных.

Во время обеда чередной воспитанник читает духовно-назидательную литературу, например: Отечник, Пролог в поучениях, Жития Святых, изданные проповеди известных старцев или священнослужителей. По окончании обеда возможно обсуждение как прочитанного, так и проблем духовного или нравственного порядка.

После трапезы отдых до 14 часов. Затем — продолжение послушаний. В летнее время они длятся до 20 часов, а в зимнее — до 19. По окончании послушаний — ужин, который занимает около 30 минут.

Во время ужина разбираются работы, сделанные за день и определяются новые на следующий день, с назначением конкретных лиц на тот или иной участок послушания. Если есть необходимость, решаются вопросы дисциплинарного порядка. Летом в 21.00, а зимой на час ранее, начинается вечернее братское правило.

По окончании вечернего правила наступает личное время. Ребята его используют в основном для совместных бесед, прогулок по территории, чтении духовной литературы. В 23 часа все должны быть в кельях для отхода ко сну.

Вторник и пятница — долгожданный день для братии, так как вечером, после послушания и молитв, ребята идут в русскую баню. Там они парятся, обливаются холодной водой, пьют травяной чай с вареньем. Русская баня является отличным помощником в восстановлении физического здоровья реабилитантов. Через поры выходят токсины, влажный воздух русской парной помогает очищению легких у наркозависимых, поскольку в период потребления наркотиков у наркоманов пропадает функция удаления слизи из легких, то есть она не отхаркивается. Обливание холодной водой способствует не только закаливанию организма, но и является мощнейшим действием для мобилизации восстановительно-защитных действий организма (криотерапия).

В субботу до обеда совершаются послушания. После обеда — начинается воскресная школа. Посещение воскресной школы реабилитантами обязательно во весь период реабилитации. Кроме занятий по ранее утвержденной программе, каждый воспитанник должен выучить и сдать зачет по Символу Веры. Каждый из нас, по словам апостола Петра, «должен быть готов дать отчет в своем уповании», то есть каждый из воспитанников обязан знать, во что же он верит и что исповедует.

Каждую субботу с 16 часов — всенощное бдение. После богослужения и ужина — вечернее правило келейно. Утром в воскресный день в 8.00. совершаются утренние молитвы и Божественная Литургия. По окончании воскресного богослужения и обеда, который всегда возглавляет священнослужитель (литургия после литургии) — личное время. В летнее время ребята его посвящают, как правило, купанию или игровым видам спорта. Вечером ужин в 19 часов, после которого, (если не идет строгий пост) проводится просмотр тематически подобранных фильмов религиозного, патриотического содержания или русские народные сказки.

Всем — священнику, воспитанникам, их родителям нужно понимать, что самоуверенное стремление скоро победить страсть, есть безумие от гордости происходящее. Дело полного очищения от наркотической страсти требует не недели, не даже месяцев, но многих лет. Необходим подвиг и труд пока будет побеждена страсть.
Постреабилитационная поддержка

По окончании реабилитационной программы выпускникам реабилитационного центра предоставляется возможность продолжить общение со священником и братией, участвовать в богослужении. Главные задачи на этом этапе — максимально продлить ремиссию, обеспечивая высокое ее качество.

Первые полгода встречи наших подопечных со священником проходят не реже одного раза в две недели, затем промежутки между посещениями увеличиваются. В случае возникновения ситуаций, которые угрожают рецидивом (давление бывших знакомых-наркоманов, кризисные отношения в семье, конфликты с окружающими, психотравмы и прочее) наш подопечный должен посетить центр незамедлительно.

В рамках постреабилитационной программы с выпускниками реабилитационных центров решаются вопросы:

— закрепление ответственности за свое поведение и здоровый образ жизни;

— формирования новых поведенческих навыков в условиях обычной жизни в социуме;

— выстраивание зрелых семейных отношений;

— вовлечение в активную социальную жизнь.

Выпускникам нашего реабилитационного центра и их родственникам предоставляется возможность обрести общего для семьи священника, который поможет укрепиться и возрасти в духовном развитии.

При желании Реабилитант может остаться в центре для оказания помощи руководителю в работе с новыми ребятами.